Правительство РФ продолжает работу по развитию и обустройству Северного морского пути (СМП) – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин 12 января 2023 года подписал постановление о порядке финансирования работ по разработке и запуску цифровой экосистемы СМП.
Речь идет о создании «ледового навигатора», позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 2023–2024 гг. из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд рублей.
Создание цифровой экосистемы включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолётах и вертолётах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадёт на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.
Создание цифровой экосистемы планируется завершить к середине 2025 года. Оно идет в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».
На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги судоходным компаниям, использующим СМП. Речь идет в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.
Правительство РФ также продолжает развивать инфраструктуру для СМП. Новым распоряжением утвержден объем бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала Порт «Бухта Север». В 2023 году они составят более 2 млрд рублей, а в 2024 году – более 1,6 млрд.
За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, а также установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.
Порт «Бухта Север» будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти. Появление «Бухты Север» позволит к 2024 году увеличить суммарный объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.
«Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение ее жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона», – отметил Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 января 2023 года.
СМП – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.